Доступная среда


Доступная среда

Нормативно-правовая база по реализации права на образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

Инклюзивное образование в ДОУ предполагает:

  • изучение потребностей ребенка;
  • определение того, какая помощь должна быть оказана, чтобы он мог успешно развиваться и достигать образовательных результатов;
  • создание условий для реализации особых образовательных потребностей ребенка.

Обеспечение доступа в здание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Конструктивные особенности здания учреждения не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В здание ДОУ обеспечен доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при помощи кнопки вызова, находящейся в зоне доступа и расположенной у входной двери в Учреждение. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

Оборудование объектов для проведения практических занятий, объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют.

Изменения здания для обеспечения доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья запланированы в соответствии с Паспортом доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования.

Организация образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 24"

В ДОУ созданы необходимые условия для осуществления образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вся планировка здания и его оснащение организованы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития воспитанников.

Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с:

  • Федеральным законом Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ",
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования»,
  • Локальными актами дошкольного учреждения (Положение о группах компенсирующей направленности, Положение о ПМПк).

В МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 24" созданы специальные условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Под специальными условиями получения образования детьми с инвалидностью и ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:

  • использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных образовательных программ);
  • специальных методов обучения и воспитания;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями.

Организация образовательной деятельности данной категории детей осуществляется с учетом здоровья, а именно разработан щадящий режим дня, адаптированная основная образовательная программа ДОУ.

Сведения о наличии оборудованных учебных помещений приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья 

В учреждении имеются следующие помещения:

3 группы для детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) (групповая комната, спальня, раздевалка, туалет, моечная). Это основные помещения для пребывания воспитанников с ОВЗ в детском саду.

Оснащены детской мебелью, комплектами игровых модулей, пособиями для полноценного развития детей с учетом их возрастных особенностей и интересов. В группах имеется интерактивное оборудование, используемое для коррекции нарушений у детей. Оборудование групповых помещений соответствует росту и возрасту детей. В группах создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом основных направлений развития воспитанника. Подбор оборудования осуществляется в соответствии с АООП ДО.

Внутреннее пространство учреждения, помимо групповых комнат, включает и специальные помещения, позволяющие осуществлять развитие детей:

3 логопедических кабинета, которые оснащены необходимым дидактическим оборудованием для общей реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ (ТНР).

Физкультурный зал, обеспеченный необходимым оборудованием для проведения физкультурных занятий, досугов, развлечений.

Музыкальный зал, обеспеченный зеркалами, стульями, музыкальным оборудованием для проведения музыкальных занятий, праздников, логоритмики. В данном помещении установлено мультимедийное оборудование.

СПЦентр, который включает в себя следующие рабочие зоны: пространство для взаимодействия с детьми; пространство взаимодействия со взрослыми; профессиональная зона для организационно-планирующей работы психолога и социального педагога.

Библиотека и медиацентр, оснащенный мультимедийным оборудованием, в котором создан книжный фонд и информационная электронная база (сборник учебных видеофильмов, презентаций по материалам открытых занятий, семинаров;  материалы из опыта работы педагогов-новаторов, различных структурных подразделений, работающих в инновационном режиме).

Сенсорная комната, оборудование которой направлено на профилактику психофизических и эмоциональных нагрузок, создание положительного эмоционального настроя, развитие позитивного общения детей.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья обеспечен. Сайт ДОУ имеет версию для слабовидящих.

Электронные образовательные ресурсы,к которым обеспечивается доступ обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют.

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • оборудование групп для детей с ТНР,
  • оборудование логопедических кабинетов,
  • программно-дидактический комплекс Мерсибо «Логомер 2»,
  • интерактивная песочница-стол "Полянка",
  • оборудование компьютерной и мультимедийной техникой кабинетов  и залов ДОУ.

Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Территория участка ДОУ ограждена забором. Имеются 3 въезда с оборудованными воротами. На территории и в здании ДОУ установлено и функционирует видеонаблюдение. Оборудован пункт дежурного. Для детей на участках имеются игровые площадки для каждой возрастной группы, на каждой площадке установлено стационарное игровое оборудование - малые формы соответствующие возрасту детей. Игровое оборудование и постройки безопасны, с приспособлениями, дающими возможность ребёнку двигаться, играть. Обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников. Соблюдаются правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Работники своевременно проходят инструктаж по охране жизни и здоровья воспитанников, по обеспечению пожарной безопасности. Составлен план эвакуации детей и схема оповещения работников на случай чрезвычайных происшествий. Раз в квартал проводятся   практические занятия с персоналом и воспитанниками по эвакуации из здания в случае ЧС. Установлена автоматическая пожарная сигнализация, тревожная кнопка. В настоящее время идет плановое обновление и замена пожарных средств и сигнализации. В соответствии с требованиями СанПиН в полном объёме реализуется питьевой, тепловой и воздушный режим, о чем свидетельствуют акты надзорных организаций приемки ДОУ к новому учебному году.

Оборудование объектов для проведения практических занятий, объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют.

Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Пищеблок оборудован всем необходимым технологическим оборудованием, посудой и инвентарем, соответствующим санитарным нормам и требованиям. Имеются кладовые для хранения продуктов питания.

Детям-инвалидам предоставляется бесплатное питание в соответствии с Постановлением администрации города Орла «Об установлении родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях».