Психолог


Психолог

КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ

 Бежать, конечно, никуда не надо, и прятаться тоже, хотя очень хочется, особенно, когда ваше солнышко и зайчик катается по земле в истерике и требует очередную шоколадку, и вы с ужасом ловите себя на мысли: «Это не мой ребёнок. Мой был спокойный и послушный зайчик, а этот…..». Нет, дорогие родители, могу вас уверить, ребёнок именно ваш. Просто он взрослеет и пока ещё не знает, что ему делать с этой «взрослостью» и как себя вести дальше. Ну, что ж, давайте разбираться.

Если на любое ваше предложение ребёнок отвечает «Нет», а раньше он это делал с удовольствием, если он стремится всё делать сам, отвергая любую вашу помощь, если грубит вам, бабушке и дедушке, если требует от вас ему подчиняться посредством истерик, капризов, плача, если ребёнок стал упрямым и строптивым – поздравляю, вы переживаете один из самых острых и важных детских кризисов: кризис трёх лет. Ваш ребёнок учится быть самостоятельным и независимым, отстаивать своё мнение. Не нужно его наказывать и ругать, просто помогите ему.

  • Дорогие мамы и папы, признайте, наконец, что ваш ребёнок стал взрослым (почти стал), а это значит, нужно научиться уважать его мнение и желание стать самостоятельным. Хочет он помыть пол, пусть моет. Влажная тряпка и немного воды в тазике не испортят паркет. Потом, когда ребёнок уснет со счастливой улыбкой от сделанной работы, вы можете пол и перемыть. Главное здесь, он сделал это САМ.
  • Предоставьте ребёнку выбор. «Ты будешь есть борщ из красной или жёлтой тарелки?» Глядишь, и тот факт, что придётся съесть нелюбимый борщ, останется незамеченным.
  • Не заставлять, а просить. «Солнышко, помоги мне нести пакет, а то мне тяжело». И ребёнок будет усердно помогать, а не стремиться сбежать подальше от мамы и поближе к проезжей части дороги.
  • Лучше начать одеваться за час до предполагаемого выхода из дома, чем потом ругаться на ребёнка, когда он скажет, что будет одеваться сам. Рассчитывайте время и избежите истерик.
  • Никогда не унижайте ребёнка. Вместо «Я же тебе говорила, что у тебя ничего не получится!» скажите: «Ну, конечно, ты не сможешь сам застегнуться, тут вон сколько пуговок. Я бы тоже сразу не смогла».

Кризис трёх лет не будет столь страшным, если подойти к нему с терпением и юмором. Бывший мамин хвостик отпускает подол вашей юбки и уходит в самостоятельное плаванье. Порадуйтесь за вашего малыша, хотя какой он теперь малыш? Он уже самостоятельный маленький взрослый.

 

ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ

Дети лгут, чтобы:

  • Произвести впечатление и упрочить собственное хорошее представление о себе, добиться похвалы или проявления любви;
  • Скрыть свою вину, избежать наказания;
  • Выразить свою враждебность.

Дети ненавидят вопросы-ловушки, которые заставляют их выбирать между ложью и горкой правдой. Если вы знаете ответ, не задавайте вопросов. Не провоцируйте новую ложь. Иногда сам характер вопроса заставляет ребенка лгать, а это наносит лишний удар по его самолюбию. Лучше сказать, что вам все известно, и объяснить ребенку, ЧТО надо было сделать вместо того, что он сделал.

Помните: ОТЕЦ ЛЖИ – СТРАХ.

Из  всех способов пресечь ложь САМЫЙ БЕСПОЛЕЗНЫЙ – пытаться запугать детей. Бурная негативная реакция на ложь ребенка лишь усилит его потребность лгать. Он почувствует себя еще более неуверенно и будет еще больше стараться найти возможность заслужить похвалу, избежать наказаний, упреков. В то же время его враждебность лишь усилится из-за того, что с ним обошлись грубо.

Кроме того, взрослые то и дело путают представления ребенка, прибегая к так называемой « невинной лжи». Например: « Скажи, что меня нет дома»,- папа просит маму ответить на нежеланный телефонный звонок. Или: «Никогда так не делай!»,- говорит мама, перебегая в спешке дорогу на красный свет. Ребенок понимает, что в каких-то случаях взрослые говорят неправду, и легко находит себе оправдание, когда лжет сам.

 

Чем лучше ребенок будет чувствовать себя в обществе родителей, воспитателей, чем чаще его поощряют за хорошие поступки, тем более хорошее представление у него сложится о самом себе и тем реже у него будет возникать потребность говорить неправду.

 

 

ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ

 Очень скоро ваш ребенок пойдет в школу. Как хочется, чтобы он был успешен, чтобы все у него ладилось: и с учебой и с одноклассниками, да и чтоб учительница любила его как родного. Ради этого мы готовы на все. Мы учим малыша читать, рассказываем про солнечную систему, считаем все, что только можно сосчитать. Достаточно ли этого? Можно ли быть уверенным, что читающий, считающий, и знающий названия всех давно вымерших динозавров ребенок будет успешным в школе? К сожалению, нет. Помимо интеллектуальной готовности (читать, считать, общей осведомленности), готовность к школе включает в себя и другие, очень важные характеристики, отсутствие которых может очень усложнить жизнь ребенка в школе:

  • самостоятельность,
  • адекватная самооценка,
  • умение планировать и контролировать свою деятельность,
  • хорошая пространственно-временная ориентировка,
  • крепкое физическое здоровье,
  • умение общаться с детьми и взрослыми,
  • высокая познавательная активность,
  • преобладание учебных мотивов над игровыми.

Вот перечень важнейших характеристик, от которых зависит будет ребенок успешным в школе или нет. Рассмотрим более подробно важнейшие из вышеперечисленных характеристик.

Хорошо подготовленный к школе ребенок должен уметь планировать свою деятельность.

  • Если ребенок может поставить цель и достигнуть ее — мы будем говорить о высоком уровне планирования.
  • Если малыш, поставив цель, осуществит ее лишь частично,— это средний уровень планирования.
  • Если действия ребенка абсолютно не соответствуют поставленной цели или ребенок действует хаотично, совершенно не пытаясь достигнуть цель, мы имеем дело с низким уровнем развития данного качества.

Очень важная характеристика готовности к школе — это умение контролировать результат своих действий.

  • Если ребенок может самостоятельно сравнить результат своих действий с поставленной ранее целью, можно считать, что у него высокий уровень контроля.
  • Если ребенку удается это только частично, при участии взрослых, можно говорить о среднем уровне развития функции контроля,
  • Ели ребенок абсолютно не способен соотнести свои результаты с поставленной задачей — это низкий уровень развития контроля.

Мотивация учения, как стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и их использование — обязательное условие готовности ребенка к школе.

  • При низком уровне развития данной характеристики малыш ориентируется только на непосредственно доступные органам чувств свойства предметов.
  • Если ребенок стремится использовать некоторые обобщенные свойства окружающего мира, мы констатируем средний уровень развития мотивации учения.
  • При высоком уровне развития учебной мотивации у ребенка наблюдается явное стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, определять закономерности и использовать их в своей деятельности.

Рассматривая уровень развития мышления, мы должны иметь в виду следующее.

  • Высокий уровень развития интеллекта характеризуется умением слушать другого человека, выполнять такие логические операции, как анализ, обобщение, сравнения, классификация словесных понятий.
  • При среднем уровне развития интеллекта, операции сравнения и обобщения выполняются без ошибок, а более сложные операции: анализ, синтез, абстракция и конкретизация — с ошибками.
  • Ребенок с низким уровнем демонстрирует явное отсутствие умения слушать другого человека, допускает многочисленные ошибки в выполнении логических операций, как простых, так и более сложных.


Мы предлагаем Вам на некоторое время стать психологами для своего ребенка и постараться выяснить насколько ребенок готов к школе, определить его сильные и слабые (если таковые имеются) стороны. Все, что в «плюсе» будет являться источником уверенности и поможет компенсировать то, что в «минусе». А над «минусами» есть время поработать.
Для диагностики мы будем использовать тестовые задания. Тест — система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества.
Итак, вы готовы? Тогда за дело.

Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы:

  1. Как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет?
  3. Как зовут твоих родителей?
  4. Где они работают и кем?
  5. Как называется город, в котором ты живёшь?
  6. Какая река протекает в нашем городе?
  7. Назови свой домашний адрес.
  8. Есть ли у тебя сестра, брат?
  9. Сколько ей (ему) лет?
  10. На сколько она (он) младше (старше) тебя?
  11. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?
  12. В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?
  13. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?
  14. Сколько времён года ты знаешь?
  15. Сколько месяцев в году и как они называются?
  16. Где правая (левая) рука?
  17. Прочти стихотворение.
  18. Знания математики:
  • счёт до 10 (20) и обратно
  • сравнение групп предметов по количеству (больше – меньше)
  • решение задач на сложение и вычитание

Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы:

  1. Хочешь ли ты пойти в школу?
  2. Зачем нужно ходить в школу?
  3. Чем ты будешь заниматься в школе?
  4. Что такое уроки? Чем на них занимаются?
  5. Как нужно вести себя на уроках в школе?
  6. Что такое домашнее задание?
  7. Зачем нужно выполнять домашнее задание?
  8. Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы?

Портрет будущего первоклассника

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

Способный  управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.